Сошедшие с небес

1986. Режиссёр: Наталья Трощенко. В ролях: Александр Абдулов, Вера Глаголева, Елена Попова, Юрий Беляев, Олег Меленевский, Николай Иванов, Виктор Костецкий, Сергей Иванов.

Осень 1942 года. В результате ряда поражений на Крымском фронте войска Красной армии вынуждены отступить на Таманский полуостров. Те, кто не успел или не смог передислоцироваться, были вынуждены укрываться в Аджимушкайских каменоломнях под Керчью. Около 13 000 военнослужащих и мирных жителей практически без еды, воды и медикаментов находились в подземелье, периодически вылезая наружу в поисках живительной влаги, за которую приходилось расплачиваться жизнью. В таких адских условиях советские солдаты держали оборону 170 долгих дней. В конечном итоге немцы стали закачивать в катакомбы ядовитый газ, что и привело к гибели почти всех защитников. Выжило не более полусотни бойцов...

В фильме повествуется о молодой паре аджимушкайских пленников. Сергей - военный лётчик-истребитель; Маша - медсестра. Они полюбили друг друга здесь, в этом аду, и здесь же вынуждены коротать остаток своих дней. А как бы могла сложиться их жизнь, если бы удалось выжить и выбраться отсюда?

● ● ●

В послевоенные годы о керченской трагедии предпочитали не сообщать народу. И только в 60-ых начала появляться какая-то информация. Фильм о мучениях советских людей снимался в Крыму в апреле 1986 года. По иронии судьбы в эти же дни возле Припяти взрывался и горел энергоблок местной АЭС, о котором тоже долго молчали...

Аджимушкайские катакомбы снимали в настоящих каменоломнях в Керчи. Колодец, правда, был бутафорский.
Главные герои проживали в Симферополе на улице Таврической. Там же Сергей учился водить Нюсин ГАЗ-51. Сбитая колонка работает до сих пор, правда переместилась немного ближе к старой иве.
Симферополь, улица Набережная.
Остановка автобуса возле кинотеатра "Родина" на улице Крылова в Симферополе.
Сергей и Маша отдыхают в Тихой бухте под Коктебелем.
Аватар пользователя Дмитрий Синица

Здесь нужно добавить вот что. В фильме был задействован автобус КАВЗ-651. Он хорошо виден, например, в кадре у к/т "Родина" на улице Крылова. Этот автобус в реале имел № 36-45КРБ, чёрного формата. Он принадлежал Предприятию Автомобильного Транспорта производственного объединения "Крымэнерго", сокращённо "ПАТ". В сцене у "Родины" хорошо виден логотип предприятия на открытой правой двери автобуса, с аббревиатурой "ПАТ" и эмблемой энергетиков - молнией. Главным инженером ПАТ в те годы работал мой отец - Анатолий Николаевич. Это он дал киношникам этот автобус, так что он может гордиться участием в создании картины, хотя в титрах я ни его фамилии, ни простой благодарности предприятию не вижу. Киношники, не мудрствуя лукаво, перекрасили номер "черного формата" в жёлтый цвет и замазали букву "К". Это видно по неестественно большому пробелу между последней цифрой номера и буквой "Р". Думали, что так имитируют номер "жёлтого формата", который действовал в 40-е гг. - годы действия картины. И сглупили, поскольку в "жёлтом" формате буквы шли ВПЕРЕДИ цифр, и должно было быть РБ 36-45 (хотя и серии такой "РБ" не было). А логотип даже не замазали, так и ездит по городскому маршруту автобус "Крымэнерго" (в реале он был "развозкой", т.е. развозил энергетиков по сменам в ночное время, когда не ходит городской транспорт, в частности, ездил от управления "Крымэнерго" на Киевской в пгт. ГРЭС, где живут многие симферопольские энергетики).